В
4 года ребенок должен уметь:
Внимание.
·
Повторить за взрослым движение в
определенной последовательности: хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх, руки –
в стороны, опустить руки.
·
Хлопнуть в ладоши только тогда, когда он
услышит определенное слово, например снег.
( Произнесите слова: дом, гроза, снег, книга, чашка, телефон, снег,
роза, снежинка, сосулька, человек, снег, окно, ваза, ромашка, стул).
·
Складывать по предложенному образцу
простые постройки из конструктора.
·
Находить признаки сходства и отличия
между двумя игрушками.
·
Самостоятельно называть сходства и
различия в картинках.
·
Находить одинаковые предметы без
посторонней помощи.
·
Складывать разрезанную на 4 - 6
частей картинку или открытку.
·
Выполнять задания, не отвлекаясь в
течение 7 - 10 минут.
·
Удерживать в поле зрения 4-5 предметов.
Мышление.
·
Собирать пирамидку из семи колечек без
помощи взрослого в правильном порядке; складывать мисочки, вкладывая их друг в
друга.
·
Подбирать самостоятельно вкладыши в
нужные отверстия.
·
Называть обобщающим словом каждую группу
предметов: 1) собака, кошка, корова, лошадь, коза; 2) белка, заяц, медведь,
волк, лиса; 3) роза, ромашка, колокольчик, василек; 4) стол, стул, кровать,
шкаф, кресло.
·
Находить лишний предмет в каждой группе
и правильно объяснять свой выбор.
·
Находить пару каждому предмету.
·
Отвечать на вопросы: «Сколько лап у
собаки? А сколько у курицы? Для чего нужны стрелки для часов? Для чего нужна
ручка у двери? Для чего нужны окна в домах? Что нужно сделать, чтобы чай стал
сладким?»
·
Подбирать противоположные слова: днем
светло, а ночью… (темно); зимой холодно, а летом… (тепло); вата легкая, а
камень … (тяжелый); кирпич твердый, а подушка… (мягкая); дерево высокое, а
пенек… (низкий); река широкая, а ручеек… (узкий); слон большой, а мышка…
(маленькая).
·
Решать простые логические задачи.
·
Находить на картинке, где изображены
нелепицы, 3-4 несоответствия. Объяснить, что не так, почему не так и как на
самом деле должно быть.
Память.
·
Повторить за взрослыми на слух несколько
слогов по порядку: ма-та-са; ки-ле-ти-ди; па-са-ни-ки.
·
Точно выполнить задание, состоящее из
трех-четырех команд: пойти на кухню, сесть на стул, взять чашку, принести ее в
комнату.
·
Определить с одной попытки, какой
предмет исчез. Для этого можно поставить перед малышом пять предметов, называя
каждый, затем попросить его отвернуться, а в этот момент спрятать один из них;
малыш должен будет определить, какой предмет исчез.
·
Повторить за взрослым на слух
четыре-пять слов: стол, дом, кот, пень, ваза.
·
Повторить на слух числа в определенном
порядке: три – семь – пять; один – четыре – два – шесть.
·
Запоминать и называть без помощи
взрослого 4-5 предметов.
·
Рассказывать наизусть несколько потешек,
стихов, загадок.
·
Пересказывать содержание услышанной
сказки.
·
Запоминать содержание сюжетного рисунка.
·
Воспроизводить в памяти недавно
происшедшие, а также яркие события своей жизни.
Мелкая
моторика.
·
Запускать мелкие волчки.
·
Показывать отдельно один палец
(указательный), за тем два (указательный и средний).
·
Нанизывать крупные пуговицы, бусинки на
нитку.
·
Завязывать узлы на толстой веревке или
на шнуре.
·
Застегивать пуговицы, крючки, молнии.
·
Показывать в воздухе колечки,
попеременно соединяя каждый палец с большим.
·
Проводить линии по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.
·
Аккуратно раскрашивать картинки, не
выходя за контуры.
·
Проводить прямые линии по середине
дорожки, не выходя за ее края.
·
Проводить вертикальные, горизонтальные и
наклонные линии нужного размера.
Математические
представления.
·
У ребенка должно быть сформировано
умение считать до 5.
·
Порядковый счет в пределах 5.
·
Показывать предметы, которые по форме
похожи на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
·
Показывать правую и левую руку.
·
Показывать предметы, которые находятся
справа от него и слева.
·
Показывать, что находится вверху и внизу
от ребенка.
·
Находить в окружающей обстановке много
предметов и один предмет.
·
Сравнивать группы предметов, используя
приемы наложения и приложения; объяснять словами, каких предметов больше
(меньше), каких поровну.
·
Уравнивать предметы двумя способами.
·
Сравнивать два, три предмета по величине
(длине, ширине, высоте); объяснять словами, какой предмет больше (меньше),
длиннее (короче), шире (уже), выше (ниже).
·
Узнавать и называть квадрат, круг,
треугольник, прямоугольник, овал.
·
Понимать слова: верхняя, нижняя, слева,
налево, справа, направо.
Развитие
речи.
В
возрасте 4 лет в речи у детей почти
исчезает смягчение, у большинства детей появляются шипящие звуки.
·
Широко использовать в речи глаголы,
прилагательные, предлоги. Что умеют делать эти
животные? (рыба плавает, птица летает, змея ползает, заяц прыгает, человек
ходит).
·
Составлять простой описательный рассказ
из трех-четырех предложений с наглядной
опорой.
·
Произносить все гласные и согласные
звуки, кроме шипящих и сонорных.
·
Согласовывать слова в роде, числе,
падеже.
·
Понимать обобщающие слова: мебель,
транспорт, игрушки, посуда, обувь, одежда.
·
Правильно употреблять существительные с
предлогами: в, на, под, за.
·
Употреблять предложения с однородными
членами.
·
Отвечать на простейшие вопросы.
В среднем дошкольном возрасте широко
используются разные приемы для формирования грамматически правильной речи.
! Закончить предложение поставив
пропущенное слово в нужной грамматической форме.
!
Составить предложение по вопросам или опорным словам.
!
Составление предложений по картине.
! Пересказ
только что прочитанного текста.
!
Подбирать амонимы.
Днем
светло, а ночью …………………..
Окружающий
мир.
В
четыре года ребенок может:
·
Назвать свое имя и фамилию; имена мамы,
папы, бабушки, дедушки, людей ближайшего окружения.
·
Сказать, сколько ему лет.
·
Назвать город, в котором он живет; свой
домашний адрес.
·
Сказать, в какое время бывает снег,
растут цветы, летают бабочки, лепят снеговиков, тает снег, на деревьях
появляются желтые и фасные листочки.
·
Назвать 2-3 дерева, несколько цветущих
травянистых растений
·
Назвать отличительные особенности
внешнего вида домашних и диких
животных, их детенышей.
·
Различить и назвать привычные бытовые
предметы, их величин у, цвет и форм/, назначение, существенные детали и части
предметов.
·
Различить и назвать погодные явления.
·
Назвать несколько профессий.
|