Сенсорное воспитание –
основа умственного развития ребенка.
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка
процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях
окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в
процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются
эталонные представления о цвете, форме, величине, времени, о признаках и
свойствах различных предметов и материалов, их положений в пространстве.
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для
формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для
возможности обучения. Оно направленно на развитие зрительного, слухового,
тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и
восприятий.
Целостное восприятие – важное
условие правильной ориентировки в окружающем мире. Замедленность,
недифференцированность, узость объёма восприятия, нарушение
аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти,
характерные для детей с ограниченными возможностями здоровья, затрудняют
знакомство с окружающим миром. Нарушение функции поиска и замедление процесса
переработки поступающей информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда
правильному узнаванию предъявляемого материала. Кроме того, сенсорное развитие
ребёнка с интеллектуальными нарушениями в целом значительно отстает по срокам
формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Под влиянием
коррекционного обучения у детей младшего школьного возраста они постепенно
сглаживаются.
|