В
6 лет ребенок:
Общие
представления.
В этой области ребенок
должен:
·
Знать свою фамилию, имя и отчество, как
зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;
·
Знать,
в каком городе/стране он живет.
·
Знать названия самых распространенных
растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать
диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;
·
Ориентироваться во времени, знать время
суток, времена года, дни недели .
·
Правильно определять последовательность
времён года
порядок дней недели.
Знать части суток и их
последовательность .
·
Знать основные цвета и их оттенки.
·
Хорошо
ориентироваться в пространстве, опирировать понятиями « право – лево, верх –
низ, спереди – сзади, за, перед, после, над …….;
·
Знать названия популярных видов спорта,
самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и
дорожные знаки;
·
Знать и называть основные праздники.
Интеллектуальное
развитие.
В этой области ребенок должен уметь
·
Решать простые логические задачки,
головоломки и ребусы, отгадывать загадки;
·
Находить
лишний предмет в группе;
·
Добавлять в группу недостающие предметы
( устно, по картинкам)
·
Рассказывать,
чем похожи или отличаются те или иные предметы;
·
Группировать
предметы по признаку и называть его;
·
Восстанавливать последовательность
событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной
последовательности.
·
Находить закономерность в расположении
предметов.
·
Находить лишнее слово среди группы слов,
например: «Василий, Федор, Семен, Иванов, Евгений», «Гнездо, нора, муравейник,
курятник, берлога», «Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный».
·
Отвечать на замысловатые вопросы,
например: «Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 килограмма. Сколько будет
весить гусь, если встанет на две ноги?» – и т. д.
·
Объяснять содержание пословиц. Например,
пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
Развитие внимания, памяти.
Здесь дошкольнику нужно уметь:
Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.
Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
Копировать в точности узор или движение.
Легко играть в игры на внимательность и быстроту
реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если
услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных
принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для
спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце
которого звук «а», – подними руку и т.д.
• находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;
• точно
копировать простой узор;
• описывать
по памяти картинку;
• запомнить
предложение из 5-6 слов и повторить его;
• прочитать
наизусть стихотворение, рассказать сказку;
• пересказать
услышанный рассказ;
• составлять
рассказ по картинке!
Основы
математики
Перед поступлением в первый класс необходимо:
• уметь
считать от 1 до 50 , обратно от10 до 1.
-
Расставлять числа в
правильной последовательности. Находить пропущенное число.
- Узнавать и правильно писать цифры.
- Раскладывать числа на меньшие составляющие
(например, 8 на 2 и 6).
• выполнять
счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов
«на один», «на два»;
• знать
понятия «больше-меньше-поровну»;
• знать
простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических
фигур;
• уметь
сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
• уметь
поделить предмет на две/три/четыре равные части.
- Сравнивать количество предметов, понимать значение
математических знаков >,<, =.
- Уравнивать количество предметов в группе.
- Правильно использовать в речи порядковые
числительные.
- Различать однозначные и двузначные цифры.
- Решать простые примеры и задачи на сложение и
вычитание.
- Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги
(вправо, влево, посередине, вверху, внизу, спереди, сзади).
- Узнавать и правильно называть геометрические
фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапецию и тела
(куб, шар, цилиндр, конус и параллелепипед).
- Делить круг, квадрат и треугольник на две и четыре
равные части.
Развитие
речи.
К шести годам ребенок умеет:
- Правильно ставить существительные в форму
единственного и множественного числа.
- Находить предмет по описанию (мороженое –
«холодное, белое, сладкое»), самостоятельно составлять описание предмета.
- Подбирать слова близкие и противоположные по
значению (мелкий - глубокий).
Строить сложные предложения разных видов. Например,
составлять предложения из предложенных слов:
рисунок, девочка, рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься, с
, на и т. д.
Быстро образовывать новые словосочетания. Например:
шапка из меха | меховая шапка и т.д.
- Понимает значение предлогов, употребляет их правильно в речи (в, на, под, за, между,
перед, около и т.д.)
- Определять материал, из которого сделан предмет,
т.е. широко использует в речи прилагательные: резиновый, пластмассовый,
деревянный, стеклянный, кирпичный, меховой, пуховый, войлочный, шерстяной.
Свободно
поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
- Рассказывать наизусть несколько стихотворений,
потешек, загадок,; отгадывать загадки.
- Составлять по картинке связный рассказ из 6-7
предложений; согласовывать слова в роде, числе, падеже.
- Пересказывать содержание услышанной сказки;
употреблять в речи простые и сложные предложения.
- Придумывать окончание к рассказу.
Определять по
интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное,
вопросительное.
Основы
грамоты.
Важно, чтобы ребенок:
·
отличал буквы от звуков, гласные от согласных;
·
мог найти нужный звук в начале, середине
и конце слова;
·
подбирал слова на заданный звук;
·
делил слово на слоги, определять ударный
слог.
·
читал предложения из 4-5 слов и понимал
прочитанное.
- определял на слух мягкость и твердость звука
в словах.
- слоговой синтез:
соединить слоги и получить целое слово
( Соедини перепутанные
слоги. Это транспорт СИ – ТАК. )
- из звуков составить
слово ( Д, О, М = ДОМ )
- определение места
звука в слове (начало, середина, конец)
- подбор слов, где
заданный звук стоит в начале, середине, конце.
- изменение значения
слова путем добавления, перестановки или вычленения звука (СОН – СЛОН, КРОТ -
КОТ)
Развитие
мелкой моторики.
Для успешного начала учебы в школе требуется:
• правильно
держать ручку и карандаш в руке;
• проводить
непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
• обводить по
контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
• уметь
рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину
симметричного рисунка;
• копировать
с образца геометрические фигуры;
• уметь
продолжить штриховку рисунка;
• уметь
аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.
уметь пользоваться
различными изобразительными средствами: мелками, красками, карандашами,
фломастерами.